Казанские истории

Чудо на Волге: 67 лет назад пилоты посадили самолет с отказавшими двигателями на воду

Благодаря грамотным действиям экипажа и помощи очевидцев почти всех удалось спасти

В 2009 году в США пассажирский лайнер Airbus A320 столкнулся со стаей птиц в воздухе, после чего оба двигателя вышли из строя. Единственным выходом для экипажа стала посадка на реку. Тогда это назвали «чудом на Гудзоне», ведь никто из 155 пассажиров и членов экипажа не погиб. Многие из нас уже забыли, а некоторые и вовсе не знали, что ровно 67 лет назад похожий случай произошел в Казани.

Это был обычный рейс «Москва — Казань — Новосибирск», который выполняла авиакомпания «Аэрофлот». 30 апреля 1953 года самолет Ил-12П благополучно вылетел в 19.11 из московского аэропорта «Внуково» и взял курс нa столицу ТАССР.

За штурвалом — Герой Советского Союза

Родион Суворов

В тот день на борту самолета находилось 18 пассажиров и пять членов экипажа. Командиром воздушного судна, по некоторым данным, являлся герой Советского Союза Родион Михайлович Суворов.

В годы Великой Отечественной войны он служил заместителем командира 118 разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота. Осуществлял воздушную разведку, благодаря которой было обнаружено большое количество немецких кораблей. Кроме того, летчик прикрывал с воздуха северные конвои, осуществлявшие поставки в СССР боевой техники по «ленд-лизу», оберегая их от кораблей и самолетов нацистов, а также сопровождал полеты советских бомбардировщиков.

Всего за время боевых действий Родион Михайлович совершил 264 боевых вылета, за которые нанес противнику серьезный урон кaк в боевой технике, так и в живой силе. После окончания войны пилот перешел в гражданскую авиацию. Забегая вперед скажем, что он работал в том числе в особом правительственном авиаотряде — в 1968-1970 годах был личным пилотом лидера Северной Кореи Ким Ир Сена.

Столкновение с птицами

Полет до Казани начaлся без происшествий. Самолет поднялся на высоту 1200 метров, на которой преодолел половину пути. В районе Горького (ныне Нижний Новгород) экипаж заметил грозовые облака, поэтому снизился до 600-700 мeтров и обошел облачность с северной стороны. Остaвив позади грозу, самолёт достиг Волги возле железнодорожного моста у Зеленодольска.

Ил-12П вошел в воздушное пространство Казани, находясь на высоте 600 метров. Следуя вдоль южного берега Волги (в районе сел Моркваши и Печищи) за 3-4 минуты до ЧП, экипаж запросил разрешения войти в круг для совершения посадки в аэропорту (располагался на месте нынешнего ипподрома).

Получив разрешение, пилоты снизились до 300 метров. В 21.37, находясь над изгибом реки между Казанью и селом Верхний Услон, они почувствовали сильный удар. Оба двигателя стали резко терять мощность, а из выхлопных патрубков показались языки пламени. Самолет начал быстро терять высоту.

Почти все билеты на рейс №35 были проданы, свободны были лишь три кресла.

Приводнение на Волгу

Командир воздушного судна принял единственное возможное решение – садиться прямо на водную гладь Волги. Несмотря на плохую видимость (к тому времени уже стемнело), пилоты смогли успешно посадить самолет на реку неподалёку от волжских пристаней в Адмиралтейской слободе.

После посадки воздушное судно начало заполняться водой. Кроме того, экипаж оказался заблокирован в пилотской кабине – ее дверь завалило грузом, размещённым в передней части пассажирского салона. На помощь летчикам бросились пассажиры, которые в спешном порядке высвободили дверь, после чего пилоты смогли, наконец, выбраться из кабины. Тем временем, самолёт продолжал медленно погружаться в воду.

Один из пассажиров в ходе расследования ЧП рассказал, что экипаж объявил о вынужденной посадке самолета на воду на мели. По этой причине некоторые пассажиры вместо того, чтобы немедленно покинуть тонущее воздушное судно, принялись собирать вещи и надевать верхнюю одежду.

Вскоре самолёт полностью погрузился под воду. Как выяснилось позже, глубина в этом месте составляла 18 метров. Пассажиры покинули салон и, находясь в воде и кромешной темноте, стали ждать спасателей.

По данным метеослужбы, апрель 1953 года выдался прохладным – средняя температура воздуха в течение месяца составила +6 градусов. Вода в Волге в это время в прямом смысле была ледяной. К счастью, свидетелями катастрофы стали местные жители. Те, у кого были лодки, немедленно направились на них спасать людей. Замерзших пассажиров и членов экипажа доставили на берег.

Спасти удалось почти всех. Единственной жертвой стал один из пассажиров, который надел пальто перед тем, как покинуть самолёт – он не смог продержаться на воде до прихода помощи и утонул.

Место приводнения Ил-12П на карте Казани начала 1950-х годов.

Расследование авиакатастрофы

Позже комиссия, последовавшая причины крушения Ил-12П, установила, что в 21.37 в ночном полете на высоте 300 метров самолёт столкнулся со стаей уток. Куски одной из птиц были обнаружены между цилиндров левого мотора. Вторая утка ударилась в кабину пилота выше стекла.

По словам членов экипажа, удар был такой силы, что у них, буквально, потемнело в глазах. Обшивка самолета получила глубокие вмятины, из-за многочисленных повреждений выключилось зажигание обоих двигателей. Это привело к тому, что горючая смесь, поступавшая в цилиндры, не поджигалась искрой от свечей, а воспламенялась в выхлопных патрубках. В результате на выходе образовались длинные языки пламени, которые пассажиры и члены экипажа приняли за пожар.

Самолет подняли со дна реки 16 мая 1953 года, а через десять дней списали на металлолом.

Место крушения Ил-12П и затопленное водохранилищем место бывших пристаней на современной карте города.

Добавить комментарий

Back to top button