Казанские истории

Историческая Казань: как «лодочная мафия» зарабатывала на пассажирах поездов

Kazancat продолжает рассказывать своим читателям реальные истории из прошлого Казани. Мы берем их из городских газет, которые издавались более ста лет назад. Сегодня мы расскажем о «лодочной мафии», которая зарабатывала на пассажирах поездов, курсировавших между Москвой и Казанью.

11 июля 1913 года было официально открыто железнодорожное движение по только что построенному Романовскому мосту. Этого события ждали, ведь до того момента путешествие из Казани в Москву и обратно требовало пересадки: пассажиры доезжали до Волги, затем переправлялись по воде на другой берег, где их ждал другой поезд.

Руководство Московско-Казанской железной дороги два раза в год прекращало движение между двумя соседними станциями на реке, ссылаясь на то, что переправа через Волгу становится опасной — весной из-за ледохода, осенью — из-за тонкого льда. Пассажиры, не желая терять несколько дней в пути, старались перебраться на другой берег самостоятельно, благо там всегда дежурили «бомбилы» — лодочники и ямщики.

Но вот беда: дорога прекращала не только переправу через Волгу, но и движение по рельсовому пути от Свияжска к Волге и от Волги до Зеленого Дола. Вот что писали в местных газетах возмущенные пассажиры:

«Вам выдали в Москве билет до Казани и (допустим) даже предупредили, что может случиться — переправа через Волгу будет приостановлена на несколько дней. Но вот вы доехали до станции Свияжск, от которой до Волги еще четыре версты (4,3 км — прим.ред), по которым ехать никакой опасности нет, а вам говорят: «Дальше мы вас не повезем, потому что переправа через Волгу опасна». На это пассажиры в полном праве возразить: «Но почему же вы не везете меня до Волги? Я сумею переправиться через нее и без вашего участия, но ваш вагон должен меня доставить до Волги и встретить на другом ее берегу; ведь те версты, которые числятся между станциями Свияжск и Зеленый Дол мною оплачены».

Что делать пассажиру в такой ситуации — непонятно. К начальнику станции идти глупо, так как не он устанавливает правила перевозки. И люди были вынуждены обращаться к «бомбилам»

«Пассажир отдается на жертву всяким случайностям: с него сдерет ямщик за то, что доставит его на берег Волги, здесь за переправу через Волгу с него возьмут от трех до пяти рублей мужики, далее он заплатит другому ямщику за проезд от Волги до Зеленого Дола. Как выходят из затруднения те пассажиры, у которых нет с собой лишних 4–7 рублей, не знаю; но дешевле трех рублей за переправу 2 апреля не брали, и это еще милостиво. Оплатив все эти поборы, вы еще имеете удовольствие пройтись пешком по льду и чрез пески, и — правду сказать, опасного в этой переправе ничего не было: она опасна только для кармана».

На берегу Волги была своя «лодочная мафия», которая заламывала цену за переправу для пассажиров, оказавшихся в безвыходной ситуации: пять рублей и точка! Их умоляли снизить цену до рубля, но те стояли твердо. Когда же находился лодочник, соглашавшийся перевезти людей «по дешевому тарифу», его могли жестоко избить.

Добавить комментарий

Back to top button