Казанские истории

Историческая Казань: трагическая история парохода из фильма «12 стульев» Леонида Гайдая

106 лет назад на Волге произошел пожар на пароходе «Царица»

Kazancat продолжает рассказывать своим читателям реальные истории из прошлого Казани. Мы берем их из городских газет, которые издавались более ста лет назад. Сегодня мы расскажем о непростой судьбе парохода «Царица», который пережил несколько катастроф, успел сняться в любимой комедии «12 стульев» Леонида Гайдая, а сейчас покоится на дне в порту Таганрога.

Пожар в ночи

«Царица» была построена в 1899 году на Сормовской верфи. Заказчику – пароходной флотилии общества «По Волге» — он обошелся в 200 тысяч рублей, но вложения того стоили: мощность двигателя – 1000 лошадиных сил, грузоподъемность – 24 тысячи пудов, в каютах 1-4 класса могли разместиться 560 человек.

В 1914 году пароход доверили Фирсу Назарову. Он был опытном речником: начинал службу десять лет назад вторым помощником капитана на пассажирском «Императоре Николае II», затем стал капитаном на «Княжне», после чего его и перевели на «Царицу».

13 июня пароход прибыл в Казань с низовья Волги. Забрав пассажиров с пристани, он продолжил свой путь вверх по реке. Поначалу местные журналисты писали, что на пароход было продано не менее 700 билетов, и он шел переполненным, но потом выяснилось, что на момент трагедии на борту было около 200 пассажиров: первым классом плыли лишь 18 человек, практически половина – четвертным классом, располагавшимся на самой нижней палубе.

«Царица» вышла из Казани в шесть часов вечера и взяла курс на Мариинский посад, до которого должна была добраться после полуночи. В ту страшную ночь на вахте стоял капитан корабля Фирс Назаров. Дежурство проходило спокойно – большая часть пассажиров спала, лишь 2-3 человека находились на палубах, любуясь красотами летней ночи.

В первом часу ночную тишину прорезал крик: «Горим!», спустя мгновение раздался другой: «Пожар!». Из окон кают четвертого класса на корме повалил густой черный дым и показались всполохи огня. Стали просыпаться другие пассажиры, которые выскакивали из кают в одном нижнем белье. Началась паника.
Капитан не растерялся и принял единственно верное решение: направить пароход на песчаную мель, которая шла вдоль левого берега. Через пару минут пароход врезался в нее носом и остановился.

Пожар на «Царице». Снимок сделан газетным репортером в 5 утра.

«Колеса еще работали, когда на них падали люди»

Фирс Назаров воспользовался рупором, чтобы успокоить испуганных пассажиров и убедить их не спешить бросаться в воду. Но пассажиры практически не слушали его и некоторые из них совершали роковую ошибку. Пытаясь спасти свои жизни, они отчаянно пытались доплыть до берега, но из-за паники и плохой видимости плыли в противоположную сторону.

Впрочем, большого количества жертв в ту ночь удалось избежать: погода была безветренная, поэтому огонь с кормы распространялся медленно. Пароход сель на мель, а так как глубина была небольшая, шанс спастись появлялся даже у пассажиров, не умевших плавать.

Когда на борту «Царицы» вспыхнул пожар, навстречу ему шел буксирный пароход «Камские друзья». Его команда находилась так близко, что стала очевидцами трагедии. Отцепив баржу, капитан поспешил на помощь. К нему присоединились еще пара речных судов неподалеку, а также жители Мариинского посада на лодках. Так началась спасательная операция.

«Поверхность воды вокруг горевшего парохода почти сплошь покрыта карабкающимися людьми, которые, взывая о помощи, то опускались в воду, то вновь появлялись на ее поверхности и затем уже бесследно исчезали. Весь пароход объят пламенем, а на всех бортах висела масса пассажиров, цепляясь один за другого более десяти человек в одной цепи… Некоторые из очевидцев, как услонец Степанов, передают, что после того, как пароход носом врезался в песок, колеса все еще продолжали работать и увечить падавших на них пассажиров…».

Так описывали ту ночь журналисты «Казанского телеграфа». Капитан Назаров покинул корабль последним, когда пламя в буквальном смысле уже начало пожирать его. Он прыгнул в воду, но так как сил уже не было, его начало относить с мелководья к середине реки. К счастью, рядом оказался его старший помощник, который протянул ему руку и вытащил на мель.

Благодаря команде «Царицы» удалось избежать большого количества жертв. В ту ночь погибли 10 человек – большая часть утонула, пытаясь спастись от огня. Как выяснили следователи, причина пожара – неосторожное обращение с огнем. Кто-то из пассажиров 4 класса выбросил непотушенный окурок, который упал на мешок из рогожи.

Главная тема номера казанских газет в июне 1914-го.

Судьба парохода «Царица» и съемка в фильме у Гайдая

Казанские журналисты писали, что пароход сгорел дотла и от него остался только металлический остов. Но в Интернете удалось найти другую версию, согласно которой пароход после пожара отреставрировали и в 1920 году спустили на воду, но уже под названием «Богатырь». Затем в 1926 году его переименовали в «Григорий Зиновьев», а спустя еще три года – в честь первого наркома иностранных дел СССР в «Чичерин».

Во время Великой отечественной войны пароход использовался Войсками воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи в рядах Каспийской флотилии, а после войны – в октябре 1954-го — вернулся на Волгу.

Увы, в 1959-м с пароходом вновь произошла катастрофа – под Тетюшами в него на полном ходу врезался сухогруз, на котором команда в полном составе отмечала свадьбу. В 1971 году наступил звездный час «Чичерина» – на нем прошли съемки фильма Леонида Гайдая «12 стульев». Для этих целей его «загримировали» в агитпароход «Скрябин». Именно на нем Остап Бендер и Киса Воробьянинов отыскали восьмой стул из гамбсовского гарнитура.

В 1973 году пароход был отправлен на профилактические работы в док затона «Память Парижской Коммуны» где он вновь пострадал – частично сгорел, после чего был списан.

Back to top button