Паромная переправа в Нижних Вязовых — последняя, оставшаяся в Татарстане. Каждый год, когда открывается навигация на Волге, меж двух берегов начинает курсировать самоходный паром «СП-31». «Кошка» открывает для казанцев еще одну достопримечательность республики и приглашает вас на борт судна.

parom_zelenodolsk_01

1Капитан парома — Марат Сатретдинов. Он работает здесь уже более 15 лет.

— Когда учился в 10 классе, сидел с друзьями на берегу и слушал, как волны бьются. Тогда то и понял, что хочу работать на воде, — объясняет свой выбор наш собеседник. — Потом была служба в ВМФ, которая лишь убедила меня в правильности выбора. На пароме работаю уже с 1999 года. Сначала в Сорочьих Горах, теперь в Нижних Вязовых.

parom_zelenodolsk_02

2Паром «СП-31», который работает в Нижних Вязовых, построен аж в 71-году. По судовым меркам он уже «старичок», но находится в превосходной форме — все детали, которые за долгое время эксплуатации пришли в негодность, заменены, а пару лет назад паром получил новый корпус. Более того, каждые пять лет судно полностью поднимают из воды и проводят ремонт подводной части.

Паром обслуживают 5 человек — четыре члена экипажа и… повариха.

— Кушать готовит, — перехватывает капитан мой недоуменный взгляд и смеется. — А ты думал для каких целей?

Переправа у Романовского моста — последний паром в Татарстане

3 — За все годы работы на этой переправе у нас не было ни одного случая, чтобы мы садились на мель или глохли посреди Волги, — продолжает Марат Сатретдинов. — Но мы готовы к любым форс-мажорам: паром укомплектован шлюпкой, а также 65 спасательными жилетами.

Интересная деталь
Свой паром речники ласково называют «Чебурашкой» из-за аппарелей, по которым машины поднимаются на борт. Они торчат с двух сторон, как уши у сказочного героя. Когда этот «малыш» работал в Сорочьих Горах, то огромный паром «ДЭП-7» получил прозвище «Крокодил Гена»

Переправа у Романовского моста — последний паром в Татарстане

4На пароме постоянно происходят какие-нибудь курьезные ситуации. Например, с одним из водителей, злую шутку сыграл GPS-навигатор, который проложил маршрут прямо по… трассе парома. Как выяснилось, в него были загружены старые карты, на которых когда-то существовавшая  дорога была обозначена как действующая.

Переправа у Романовского моста — последний паром в Татарстане

А еще был случай, когда женщина начала рожать прямо на переправе. К счастью, каждый вечер паромом пользовалась врач-акушер, которая очень быстро организовала «родильное отделение» в кузове «Газели», и речники приняли роды. Они до сих пор надеются, что мама однажды приведет своего мальчика и скажет: «Вот, сынок, я родила тебя на этом пароме».

Интересная деталь
Летом 2005 года в течение трех месяцев казанский режиссер снимал фильм «Паромщик». В нем рассказаны истории пассажиров парома.  Например, история военнослужащих, везущих «Груз 200». Или история цыганок, которые бросили на берегу свою собаку, а та бросилась за ними вслед и переплыла через Волгу.

5Паром вмещает на борт 65 человек с автомобилями, а единственная шлюпка — 7 человек. В голове сразу же возникают параллели с «Титаником», но капитан успокаивает — спасательных жилетов хватит на всех. Более того: именно ради безопасности он никогда не пустит на борт два заполненных людьми автобуса одновременно. Раньше пассажиры возмущались, но после трагедии «Булгарии» стали понимать .

Переправа у Романовского моста — последний паром в Татарстане

6Паром давно стал туристической достопримечательностью. Время переправы — 10-12 минут. За это время можно полюбоваться Романовским мостом (пролеты исторического моста, построенного еще при Николае II, были уничтожены — сейчас новодел). И всего за 10 рублей — именно столько берут с пассажира без машины. Многие специально приезжают, оставляют автомобиль на берегу и катаются на пароме.

Переправа у Романовского моста — последний паром в Татарстане

7Паромом постоянно пользуются цыганки, которые переправляются на другой берег Волги и начинают «обрабатывать» водителей, ждущих своей очереди на паром. На самом пароме вы можете быть спокойны — они вам не будут навязывать свои «услуги», поскольку знают: чуть-что и капитан их на борт больше не возьмет. А вот на берегу будьте осторожнее.

Переправа у Романовского моста — последний паром в Татарстане

8После завершения навигации паром отправляется на зимовку в речной порт Казани. Правда, в этом году он может остаться зимовать в Зеленодольске, если 30 августа, как и планировалось, откроется новый логистический терминал в Свияжске.

Переправа у Романовского моста — последний паром в Татарстане

В последнее время власти все чаще говорят о своем желании построить мост через этот участок Волги. Если эти планы претворятся в жизнь, то последняя паромная переправа в республике исчезнет.

Эдуард Зинатуллин, путеводитель по Казани Kazancat.ru,  2015
Фото автора, 2015

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована