Фотоподборки

Старая Казань в цвете: история казанского трамвая в 16 фотографиях

Портал Kazancat.ru продолжает знакомить вас с работами казанского краеведа Георгия Цыпцына, который реставрирует и раскрашивает снимки старой Казани. В его коллекции около 200 работ, мы попросили выбрать самые яркие кадры и рассказать их историю нашим читателям. Получилась подборка, посвященная казанскому трамваю. Посмотрите, как примерно выглядел город сотню лет назад.

Среди нескольких сохранившихся фотографий казанской «конки» эта единственная в хорошем качестве. 1880 год. Разворот в город у павильона второй частной казанской промышленной и сельско-хозяйственной  выставки  в Адмиралтейской слободе. Сейчас это место под названием «Петрушкин разъезд».

Старая Казань в цвете

Трамвай на Рыбнорядской площади в 1912 году. Второй двухэтажный прицепной вагон — это бывший вагон «конки». Аналогов  по использованию вагонов «конки» как прицепных для трамваев в России не было. Впереди Мазуровские гостиничные номера (разрушены в 1998 году. Сейчас на этом месте торговый центр «Кольцо»). На площади торговые лабазы.

Старая Казань в цвете

1900-е годы. Еще узнаваемая Казань. Трамвай на Гостинодворской улице (с 1920-х годов улица Пионерская, а сейчас — улица Чернышевского).

Старая Казань в цвете

1926 год. Ремонт трамваев.

Старая Казань в цвете

1930 год. 1 мая, Кооперативное кольцо. Народ чинно стоит в очереди на посадку в последний с царских времен бельгийский трамвай «Эрликон» (списан на металлолом в 1932 году). Прямо — бывшие Мазуровские номера, переделанные в коммунальное жилье. Справа бывший дом водочного магната Д.И. Вараксина (ныне на этом месте гостиница «Татарстан»).

Старая Казань в цвете

Начало 1930-х годов. Трамвай на улице Баумана. 31 мая 1935 года через месяц после ввода нового здания Дома печати трамвайную линию с главной торговой улицы Казани демонтировали.

Старая Казань в цвете

Начало 1930-х годов. Трамвай маршрута №1 в Адмиралтейской слободе.

Старая Казань в цвете

1934 год. Сход с рельсов трамвая на Поляницкой дамбе (возле нынешнего автовокзала по дороге в Речной порт).

Старая Казань в цвете

1932 год. Трамвай на улице К. Маркса (бывшей ул.Грузинской).

Старая Казань в цвете

1935 год. Кооперативная площадь (ныне Площадь Тукая). В центре сквера стоит памятник Н.Э.Бауману, в честь которого в  декабре 1930 года переименовали Большую Проломную улицу. Памятник был установлен в 1934 году. В результате транспортного перегруза в 1937 году площадь освободили от сквера, а памятник перенесли в сквер к зданию  Ветеринарного института (с 1941 года управление завода № 230, а с 1966 года — завод «Электроприбор»), где он учился. В 2008 году бетонный памятник был расколот вандалами, которые думали, что он из цветного  металла, и дальнейшая судьба его не известна.

Старая Казань в цвете

Середина 1930-х годов. В те времена трамвай №2 ходил по маршруту от улицы им.революционера И. Волкова  (бывшей Второй горы) до кремля мимо Государственного университета.

Старая Казань в цвете

1948 год. В Казани запущена первая троллейбусная линия.

Старая Казань в цвете

После войны, примерно до 1954 года, трамвайные пути проходили  по Лево и Правобулачной улицам

Старая Казань в цвете

1954 год. В процессе строительства Куйбышвской ГЭС и подъема воды при создании Куйбышевского водохранилища Казань обрела дамбовую защиту города от волжских вод. Необходимо было поднять и укрепить Ленинскую дамбу, а взамен деревянного построить новый бетонный Ленинский (бывший Хижицкий) мост.

Старая Казань в цвете

Начало 1960-х годов. Казанский трамвай на Кировской дамбе. Теперь городу не страшны подъемы волжских вод.

Старая Казань в цвете

Начало 1960-х годов. Ностальгическая картина. Наш старый любимый деревянный трамвай маршрута №3 везет нас мимо площади Свободы от Поля Ершова до Тукаевской. А на тротуаре кабина телефона- автомата и перевозимый аппарат продажи газировки, чего уже никогда не будет в нашей Старой Казани.

Старая Казань в цвете

Больше фотографий можно увидеть в книге «Казань из окон трамвая»  Алексея Клочкова. Приобрести ее можно, связавшись с автором aleksej.klochkov.67@mail.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности пользовательского соглашения
Back to top button
96 queries in 0,685 seconds.