Казань: инструкция по применению

Как это работает: цветовая кодировка трамваев в Казани

В рамках новой рубрики «Казань: инструкция по применению» мы расскажем вам о цветографической схеме казанских трамваев. Софитные огни появились на вагонах еще в 2016 году, но даже спустя два года мало кто из горожан знает, что же это такое. «Кошка» разобралась в этом вопросе.

Между двух огней

В России первые разноцветные софиты на трамваях появились в Санкт-Петербурге в 1907 году. Каждому маршруту в городе присвоили уникальное сочетание цветных огней, которые зажигались по бокам трамвайного номера. Для обозначения использовалось 5 цветов: белый, синий, красный, зеленый и желтый.  При любом освещении и при любой погоде пассажиры могли издалека узнать нужный им трамвай.

Эта традиция просуществовала до начала 1990-х годов. И хотя постановление советских времен, запрещавшее трамваям выходить на линию без софитов с цветными огнями, официально так и не было отменено, более 15 лет петербургские трамваи проходили без огней. Вернули цветографическую схему лишь в 2006 году — к столетнему юбилею петербургского трамвая.

Традиция маршрутных огней восходит в своих началах к морской навигации. Именно там начали впервые использовать сигнальные огни и цветные флажки. Трамвайная навигация, как и морская, ничего не запрещает, не указывает, что делать, а лишь помогает ориентироваться в темное время суток, или при неблагоприятных погодных условиях.

Как это работает: цветовая кодировка трамваев в Казани

В Казани софитные огни на трамваях появились в 2016 году, когда на вагонах начали устанавливать электронные табло нового поколения. Столица Татарстана стала вторым городом в России, оказавшимся «между двух огней».

— До Казани мы внедрили эту систему в Ижевске, но там она выполняет чисто декоративную функцию, так как цветовые коды распечатаны на бумаге и в темноте практически не видны, — рассказал «Кошке» генеральный директор группы компаний «ПTV Современные технологии» Михаил Бурцев. — Следующим городом, в котором появились трамваи с электронными софитами стала Самара.

Сегодня в России софитные огни на трамваях применяются в Санкт-Петербурге, Казани, Ижевске и Самаре. При этом самые инновационные – в Казани.

Как это работает: цветовая кодировка трамваев в Казани

Умные софиты казанского трамвая

На казанских трамваях установили «умные» софиты. Их светодиодная матрица подстраивается под внешнее освещение, поэтому опознать нужный вам трамвай вы сможете издалека. Если взять прямой участок пути, то цвета различимы на расстоянии 3-4 остановок.

Как это работает: цветовая кодировка трамваев в Казани

В Казани не так много маршрутов, поэтому их цветовые коды очень легко запомнить. Специально для наших читателей мы подготовили эту инфографику. Как видите, лишь у двух конечных пунктов есть постоянные цвета — у железнодорожного вокзала и улицы Халитова. У остальных цветовой код меняется, но путаницы не возникнет, так как маршруты с одинаковыми цветами не пересекаются между собой.

— В Санкт-Петербурге в 1980-х годах было 65 трамвайных маршрутов (сейчас 44 — прим. автора), но цветографических схем на всех хватало, — объясняет Михаил Бурцев.

Как это работает: цветовая кодировка трамваев в Казани

Теперь вы знаете, как работают цветовые коды на казанском трамвае. Если забудете нужно сочетание — не беда, на мониторах в салонах наземного электротранспорта крутят вот такие ролики.

Как это работает: цветовая кодировка трамваев в Казани

Back to top button