Казанские истории

Историческая Казань: аэронавт Юзеф Древницкий и его рискованные полеты на воздушном шаре

Kazancat продолжает рассказывать на своих страницах реальные истории из прошлого Казани. Мы берем их из городских газет, которые издавались более ста лет назад. Сегодня мы публикуем историю варшавского аэронавта Юзефа Древницкого, который так часто летал и прыгал с парашютом в Казани, что местные жители считали его своим – казанским.

Работник текстильной фабрики, покоривший небо

Юзеф Швамбаум родился в 1867 году в Варшаве. Вместе со своим старшим братом Станиславом работал на одной из местных текстильных фабрик и мечтал о полетах. Спустя годы мечта осуществилась – братья начали устраивать демонстрационные полеты на воздушном шаре и прыжки с парашютом. Когда они задумались о псевдониме, то вспомнили название отцовского поместья – Древница, его и выбрали, но Юзеф еще долгое время подписывал документы двойной фамилией Швамбаум-Древницкий.

Свой первый прыжок с парашютом Юзеф совершил в 1894 году. Произошло это в российском Бердичеве, куда его брат Станислав приехал со своим шоу. Оно шло без особого успеха, зрителей было так мало, что выручки от проданных билетов не хватало даже на то, чтобы купить билет до дома. Тогда Юзеф, сопровождавший брата в качестве помощника, пошел на хитрость – они рассказали журналистам, что очередной полет и прыжок с парашютом выполнит не Станислав, а местный житель. Понятное дело, что роль местного жителя досталась Юзефу. Уловка сработала, на этот раз на шоу был аншлаг.

Полеты на воздушных шарах в то время проходили следующим образом. Часа за два до полета монгольфьер наполняли нагретым воздухом, для чего на стартовой площадке заранее строили низенькую печь. По обеим сторонам от печи устанавливали два высоких столба. Оболочку шара (внизу у нее было большое отверстие) подвешивали к середине веревки, протянутой между столбами, то есть печь оказывалась внутри шара. Помощник воздухоплавателя забирался под оболочку и растапливал печь соломой. Монгольфьер постепенно полнел и, в конце концов, принимал форму гигантской груши. Шар снимали с печи и относили в сторону. Аэронавт прикреплял купол парашюта к боку шара и взлетал, сидя на трапеции. Высоко над землей, соскочив с сиденья, он своей тяжестью отрывал парашют. Через две-три секунды купол раскрывался. Но не всегда…

После смерти брата, разбившегося во время выполнения очередного трюка, Юзеф начал гастролировать самостоятельно. Со своими выступлениями он объехал почти все крупные города Российской империи  — Санкт-Петербург, Москву, Саратов, Астрахань, Одессу, Батуми и Ялту. В каждом из городов он совершал по два-три полета. Как правило, воздушный шар поднимался на высоту около 400 метров, хотя в прессе, чтобы добавить сенсационности, называли другие цифры – 2-3 километра. Юзеф относился к этому с иронией, ведь для него это была неплохая реклама.

Юзеф, Ольга и Станислав Древницкие

Полеты с риском для жизни

Юзеф совершил множество прыжков с парашютом. Они были очень рискованными и многие из них могли закончиться трагически. Например, осенью 1895 года, уже после смерти брата, он выступал в Баку. После старта ветер отнес его шар в сторону моря, но Юзеф решился на прыжок. После приводнения парашют потянул его на дно, поэтому пришлось его бросить. Аэронавт провел в холодной воде полчаса, пока его, наконец, не спасли моряки с проходящего мимо торгового судна.

В том же году парашют спас ему жизнь, когда во время шоу в Самаре загорелась оболочка его монгольфьера. Во время выступления в Москве он повис на кресте над куполом Храма Спасителя, в Тифлисе из-за непогоды он не успел заполнить шар подогретым воздухом и рухнул на трехэтажный дом.

В 1897 году Юзеф давал шоу в Калуге. Пуск прошел нормально. Аэронавт, сидя на трапеции под воздушным шаром, прощался со зрителями на земле, размахивая шапкой. Вдруг на высоте 100 метров оболочка шара не выдержала растущего давления и порвалась. Юзеф начал падать, так как парашют не раскрылся. Казалось, что смерть неизбежна, но к счастью, буквально в 20-30 метрах над землей купол раскрылся и воздухоплаватель отделался лишь парой ушибов.

А вот так проходил один из полетов в Казани в августе 1909 года: «Полет состоялся около 8 часов вечера, несмотря на дождь. Он стал 409-м в жизни Древницкого. Чуть не произошла катастрофа. Шар с места рванул в высоту много выше той, что была раньше. Древницкому не удалось отделиться с парашютом, и он стал спускаться с шаром. Шар, стремительно падая, мог перевернуть парашют. Исключительное самообладание Древницкого позволило ему приземлиться около Евангелистовской церкви… Шар повис на трамвайных проводах… Древницкому удалось уклониться от проводов и он сел на берегу Кабана».

Казань стала для Юзефа чуть ли не родным городом

Казань стала для Юзефа Древницкого чуть ли не родным городом. В первый раз он прибыл сюда осенью 1895 года и поднялся в воздух в Панаевском саду. Здесь же сыграл свадьбу с Александрой Соколовой. Спустя неделю вместе с женой, которая сопровождала его во многих поездках, вновь отправился на гастроли, но так часто возвращался в Казань, что местные газеты стали называть его казанским аэронавтом.

После рождения четырех детей гастролировать стало труднее, а так как аэронавтика не приносила постоянного дохода, Юзеф начал искать работу и обратил взор на журналистику. В июле 1909 года Юзеф снова приехал в Казань – без воздушного шара, парашюта и денег. Взял кредит в местном банке, пообещав расплатиться по нему прибылью от продажи билетов, и принялся за работу. За месяц он сшил и шар, и парашют. В то лето он совершил в Казани 19 полетов и 10 прыжков, а когда сезон завершился, попробовал себя в издательском бизнесе и выпустил свою ежедневную газету, но не пошло – спустя пару месяцев он закрыл ее, и стал писать статьи об авиации в другие издания.

Кстати, на оболочку одного воздушного шара уходило примерно полторы тысячи квадратных метров ткани. Объем шара составлял около 1500 кубических метров, диаметр — 12-16 метров.  Шар весил 180 кг и стоил под тысячу рублей. Неудивительно, что потеря воздушного шара в результате пожара или кражи прилично опустошала карман воздухоплавателя. Один из примеров: в июне 1898 года в Казани воздушный шар приземлился далеко за городом. Его нашли на следующий день, но часть оболочки уже успели растащить крестьяне.

Изобретатель парашюта

Юзеф Древницкий изготавливал парашюты по собственным расчетам и чертежам. Конструировал их за свой счет и риск, используя опыт прыжков. Но о его вкладе в безопасность полетов знают немногие.

— В «Большой советской энциклопедии» о нем не упоминается. И по мере того, как она издавалась, гасла надежда восстановить его память. Нет о нем ни на букву «В» — воздухоплавание, нет на «Д» — Древницкий, нет на «П» — парашютизм, нет и на «Ш» – Швамбаум-Древницкий. На «П», к моей обиде, написано: первый парашют Котельникова в 1914 году, а папа летал и прыгал с парашютом своей конструкции с 1895 по 1914 год, — писала в одном из своих писем в 1963 году дочь аэронавта Александра Юзефовна Аврамец.

Последний полет аэронавта

Свой последний полет Юзеф Древницкий совершил в 1915 году, после чего вернулся к семье в Москву. Больше он уже не летал – сказались старые раны, постоянное напряжение и стрессы. Спустя пару лет пошатнулось и психическое здоровье. Юзефа отправили в психиатрическую больницу, где он и умер. Смерть знаменитого аэронавта в неспокойное для России время осталась незамеченной. Его похоронили на Ваганьковском кладбище, но со временем могила Юзефа Древницкого была забыта и заброшена. Жена пережила его лишь на несколько месяцев и умерла в 1918 году в возрасте 43 лет.

Историки до сих пор не могут сказать точно, сколько полетов и прыжков совершил Юзеф Древницкий. Известно лишь что к июню 1912 года он выполнил свой 505-й полет на воздушном шаре. Он всегда хотел стать летчиком, но так и не осуществил эту свою мечту.

При подготовке материала использовалась данные из книги С.Янушевски «Польские пионеры авиации 1647 — 1917».

Добавить комментарий

Back to top button