
Памятник в Татарстане, который строил Владимир Высоцкий
Сегодня мы расскажем вам о памятнике в Набережных Челнах, в строительстве которого принимал участие Владимир Высоцкий. Эта история долгое время оставалась неизвестной публике, о ней знали лишь близкие друзья барда. «КошкаКазань» впервые в Интернете расскажет о невероятных приключениях Владимира Семеновича в Татарстане.
История мемориального комплекса «Родина-Мать» началась 7 марта 1975 года, когда главный архитектор Набережных Челнов Ринат Насыров приехал в Москву к Ильдару Ханову и сообщил, что нужен памятник воинам-победителям. Как вы помните, в этот год отмечали 30-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне.
— Он пришел к нам 7 марта, а 8 марта мы с Ильдаром уже начали лепить, — рассказал «Кошке» брат Ильдара Ильгиз Ханов.
Время поджимало, поэтому работу начали, не дожидаясь постановления вышестоящих органов. Поначалу все решили, что это будет небольшая скульптурная композиция, изображающая женщину-мать и солдата с ружьем. Правда об истинных размерах монумента открылась после того, когда увидели на заводе гигантские заготовки – отступать тогда уже было поздно. По задумке Ильдара Ханова, Родина-мать должна была взмыть над городом, как птица, на 40-метровую высоту, но в то время в городе не нашлось техники, способной поднять скульптуру на такую высоту.
Через два месяца работа была завершена, но когда в Москве узнали, что монумент поставили с нарушением постановления ЦК КПСС, было принято решение: памятник взорвать, а скульптора — посадить. Друзья предупредили Ильдара Ханова и помогли ему спрятаться в хвосте памятника. Во время заливки бетона там образовалась полость, которую приспособили под жилое помещение. В этой комнате автор памятник прожил полтора месяца.
А вот взорвать памятник не получилось — он был сделан из высококачественного бетона и японской арматуры. Тогда предложили вырыть рядом котлован и свалить в него монумент, но и здесь вышла осечка — фундамент памятника уходил вглубь на 20 метров. «Родину-Мать» спас французский писатель и журналист Андре Ремакль, приехавший в Челны писать книгу о «КамАЗе». Он привез с собой несколько иностранных журналов со статьями о монументе, в которых говорилось, что это лучший памятник, посвященный войне. Скульптуру решили сохранить.

Памятник, который строил Владимир Высоцкий
Ильдар Ханов был близким другом Владимира Высоцкого. Познакомились они в… буфете ГИТИСа (Ильдар жил в общежитии вуза в одной комнате с Иосифом Кобзоном). У молодого скульптора-монументалиста не хватало денег на обед, а стоявший за ним Володя заметил, как тот считает копейки, и добавил недостающую сумму. Так они подружились. Владимир частенько захаживал к нему в гости в общежитие, а когда Ильдару дали мастерскую на Сретенке, переехал к нему жить после развода с женой. Как вспоминал сам Ильдар Ханов, Высоцкий был сам не свой в этот период жизни.
— Он бесконечно курил и писал стихи, которые тут же комкал и выбрасывал, а брат потихонечку собирал эти листочки и хранил их, — рассказала «Кошке» сестра скульптора Флера Галеева.
Увы, эти неизвестные произведения Владимира Высоцкого сгорели в середине 1990-х годов во время пожара в поселке Старое Аракчино под Казанью, где Ильдар Ханов построил свой Вселенский храм. Сгорел и большой архив фотографий барда с его отдыха в Набережных Челнах, куда он приезжал с гастролями, во время которых и принял участие в создании мемориального комплекса «Родина-Мать».

Историю, которую мы вам сейчас расскажем, по словам Хановых, знают только близкие друзья Высоцкого. Официально он посетил Набережные Челны в 1974 году вместе с гастролями «Театра на Таганке», но был еще один визит — в 1975 году.
Интересный факт
Как и Ильдар Ханов, Владимир Высоцкий некоторое время жил в небольшой «комнате» внутри памятника. Говорят, что раскладушка, на которой он спал, по-прежнему там.
— Когда Ильдар делал памятник «Родина-Мать», он позвонил Высоцкому. Приезжай, говорит, деньжат заработаешь, и Володя приехал, — продолжает Флера Галеева. — Брат рассказывал мне, что Высоцкий показал какую-то уникальную сварку и обучил этой методике ребят-строителей.
Когда Высоцкий пришел за зарплатой, бухгалтер обратилась к рабочим: «Ребята, вы же все равно все деньги пропьете, лучше отдайте зарплату Высоцкому». И рабочие отдали барду деньги.
— Ильдар рассказывал, что Володя разложил деньги по всем карманам, что у него были, а когда и там места не хватило — забил ими… гитару, — продолжает сестра скульптора. — Говорят, что этот эпизод даже нашел отражение в одной из его песен.
Материал публикуется впервые в Интернете. Перепечатка возможна только с письменного разрешения портала «Кошк@Казань»