Казанские истории

Историческая Казань: раньше в Казани «лихачили» на пароходах, как сейчас на автобусах

Kazancat продолжает рассказывать на своих страницах реальные истории из прошлого Казани. Мы берем их из городских газет, которые издавались более ста лет назад. В основном это «Казанский телеграф» и «Волжско-Камская речь». Сегодня публикуем историю, которая произошла в 1911 году.

Как грустно шутят горожане, в Казани можно бесконечно наблюдать за тремя вещами: как ставят заборы вдоль городских дорог и тротуаров, как повышают стоимость проезда, и как «лихачат» водители красных автобусов. Если почитать старые газеты, выясняется, что последним грешили и сотню лет назад, вот только гоняли не на «краснобусах», а на пароходах. И, вы не поверите, было время, когда цены на проезд в общественном транспорте Казани не повышали, а снижали — аж в 4 раза!

Между Казанью и Свияжском курсировал пароход «Крестьянин». Конкуренции особой не было, поэтому его владелец — некто господин Савин — мало заботился о комфорте пассажиров, забивая судно под завязку. Те регулярно строчили жалобы в прессу, так как на протяжении всего пути их гоняли с одного борта парохода на другой. «Господа, перейдите на правую сторону! Перейдите на левую!» — то и дело слышался зычный голос капитана, который таким образом пытался выровнять крен судна из-за перегруза.

В 1911 году у «Крестьянина» появился конкурент — пароход «Джигит». Его хозяин, в отличие от Савина, содержал судно в чистоте, предоставлял всевозможные удобства, а с персонала требовал вежливости и услужливости. Таксу за проезд от Казани до Свияжска извозчик установил как у конкурента — 20 копеек. Савин, который фактически монополизировал Свиягу, нанес ответный удар — снизил стоимость билета до 5 копеек с человека. Пассажиры, падкие до дешевки, валом повалили на «Крестьянина», а «Джигит» ходил пустым.

В воскресенье, 1 мая, пароход Савина отвалил от своей пристани в Свияжске, имея на борту до 600 пассажиров, а «Джигит», отошедший позднее чуть ли не на час и все-таки перегнавший его в пути, имел не более 30 пассажиров.

«На почве взаимной конкуренции, эти пароходы устроили между собою гонки, состязания в скорости, за счет жизни и спокойствия пассажиров, чтобы на попутных пристанях взять к себе публику из-под носа опоздавшего конкурента», — писала газета «Казанский телеграф».

Back to top button