Памятники Казани

Памятник в Татарстане, который строил Владимир Высоцкий

Сегодня мы расскажем вам о памятнике в Набережных Челнах, в строительстве которого принимал участие Владимир Высоцкий. Эта история долгое время оставалась неизвестной публике, о ней знали лишь близкие друзья барда. «КошкаКазань» впервые в Интернете расскажет о невероятных приключениях Владимира Семеновича в Татарстане.

История мемориального комплекса «Родина-Мать» началась 7 марта 1975 года, когда главный архитектор Набережных Челнов Ринат Насыров приехал в Москву к Ильдару Ханову и сообщил, что нужен памятник воинам-победителям. Как вы помните, в этот год отмечали 30-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне.

— Он пришел к нам 7 марта, а 8 марта мы с Ильдаром уже начали лепить, — рассказал «Кошке» брат Ильдара Ильгиз Ханов.

Время поджимало, поэтому работу начали, не дожидаясь постановления вышестоящих органов. Поначалу все решили, что это будет небольшая скульптурная композиция, изображающая женщину-мать и солдата с ружьем. Правда об истинных размерах монумента открылась после того, когда увидели на заводе гигантские заготовки – отступать тогда уже было поздно. По задумке Ильдара Ханова, Родина-мать должна была взмыть над городом, как птица, на 40-метровую высоту, но в то время в городе не нашлось техники, способной поднять скульптуру на такую высоту.

Через два месяца работа была завершена, но когда в Москве узнали, что монумент поставили с нарушением постановления ЦК КПСС, было принято решение: памятник взорвать, а скульптора — посадить. Друзья предупредили Ильдара Ханова и помогли ему спрятаться в хвосте памятника. Во время заливки бетона там образовалась полость, которую приспособили под жилое помещение. В этой комнате автор памятник прожил полтора месяца.

А вот взорвать памятник не получилось — он был сделан из высококачественного бетона и японской арматуры. Тогда предложили вырыть рядом котлован и свалить в него монумент, но и здесь вышла осечка — фундамент памятника уходил вглубь на 20 метров. «Родину-Мать» спас французский писатель и журналист Андре Ремакль, приехавший в Челны писать книгу о «КамАЗе». Он привез с собой несколько иностранных журналов со статьями о монументе, в которых говорилось, что это лучший памятник, посвященный войне. Скульптуру решили сохранить.

Скульптор Ильдар Ханов. Фото из личного архива Галеевой

Памятник, который строил Владимир Высоцкий

Ильдар Ханов был близким другом Владимира Высоцкого. Познакомились они в… буфете ГИТИСа (Ильдар жил в общежитии вуза в одной комнате с Иосифом Кобзоном). У молодого скульптора-монументалиста не хватало денег на обед, а стоявший за ним Володя заметил, как тот считает копейки, и добавил недостающую сумму. Так они подружились. Владимир частенько захаживал к нему в гости в общежитие, а когда Ильдару дали мастерскую на Сретенке, переехал к нему жить после развода с женой. Как вспоминал сам Ильдар Ханов, Высоцкий был сам не свой в этот период жизни.

— Он бесконечно курил и писал стихи, которые тут же комкал и выбрасывал, а брат потихонечку собирал эти листочки и хранил их, — рассказала «Кошке» сестра скульптора Флера Галеева.

Увы, эти неизвестные произведения Владимира Высоцкого сгорели в середине 1990-х годов во время пожара в поселке Старое Аракчино под Казанью, где Ильдар Ханов построил свой Вселенский храм. Сгорел и большой архив фотографий барда с его отдыха в Набережных Челнах, куда он приезжал с гастролями, во время которых и принял участие в создании мемориального комплекса «Родина-Мать».

Скриншот видео

Историю, которую мы вам сейчас расскажем, по словам Хановых, знают только близкие друзья Высоцкого. Официально он посетил Набережные Челны в 1974 году вместе с гастролями «Театра на Таганке», но был еще один визит — в 1975 году.

Интересный факт
Как и Ильдар Ханов, Владимир Высоцкий некоторое время жил в небольшой «комнате» внутри памятника. Говорят, что раскладушка, на которой он спал, по-прежнему там.

— Когда Ильдар делал памятник «Родина-Мать», он позвонил Высоцкому. Приезжай, говорит, деньжат заработаешь, и Володя приехал, — продолжает Флера Галеева. — Брат рассказывал мне, что Высоцкий показал какую-то уникальную сварку и обучил этой методике ребят-строителей.

Когда Высоцкий пришел за зарплатой, бухгалтер обратилась к рабочим: «Ребята, вы же все равно все деньги пропьете, лучше отдайте зарплату Высоцкому». И рабочие отдали барду деньги.

— Ильдар рассказывал, что Володя разложил деньги по всем карманам, что у него были, а когда и там места не хватило — забил ими… гитару, — продолжает сестра скульптора. — Говорят, что этот эпизод даже нашел отражение в одной из его песен.

Материал публикуется впервые в Интернете. Перепечатка возможна только с письменного разрешения портала «Кошк@Казань»

Back to top button