
Как строили уникальное здание цирка в Казани
Народный путеводитель «КошкаКазань» посвящает данный материал создателям цирка. Уникальный фоторепортаж впервые публикуется в Интернете. Мы с удовольствием расскажем вам об удивительном здании, ставшим одним из самых узнаваемых символов города.
1. Его история началась с пожара, который уничтожил деревянное здание цирка на Черном озере. Руководство города потребовало построить новое. Ни о какой «летающей тарелке» и мысли не было: за основу велели взять типовой проект Ярославского цирка. Но молодые казанские архитекторы хотели создать что-то свое. Идея накрыть чашу амфитеатра куполом пришла в голову Муниру Хайруллину, который и предложил рассмотреть ее институту «Татаргражданпроект». Идея понравилась.
2. За ее воплощение взялись главный архитектор Геннадий Пичуев, главный инженер Ефим Брудный, главный конструктор Осия Берим, а также руководитель мастерской Валентина Панова.
– Когда мы показали чертежи проекта — нам не поверили, — рассказывала Валентина Панова. — Еще никто в мире не строил столь огромное здание без внутренних опор.
Основными несущими конструкциями главного корпуса цирка должны были стать две жестко сочлененные между собой монолитные железобетонные «тарелки», диаметром в 62 метра!
3. Был сооружен макет будущего здания в масштабе 1 к 50, к которому подключили множество датчиков. Осия Берим вручную рассчитал технические показатели и возможные нагрузки. Другой конструктор — Ефим Брудный — поехал в Киев, чтобы на ЭВМ перепроверить все расчеты. Чудо-машина подтвердила — конструкция выдержит!
Тем не менее партийные и строительные чиновники не решались поставить подпись под проектом. Как признавалась Валентина Панова, пришлось пойти на хитрость — пририсовать на чертеже колонны, но строить начали без них.
4. Обратите внимание на панораму 1953 года. Именно на месте этих домиков, хозяйственных построек и бань начнут строительство цирка в 1966 году. Место выбрано не случайно — цирк рассчитан на две с половиной тысяч человек, поэтому в целях безопасности вокруг здания должно было быть много места для их размещения. А в Казани, даже в то время, с такими территориями были проблемы.
5. Июнь 1966 года. Стройка в самом разгаре, причем строительные работы ведутся параллельно с проектированием. Надо понимать, что казанский цирк является инженерным сооружением, которое в то время не имело аналогов по своим конструктивным решениям.
На заднем плане футбольный стадион имени Ленина. Позднее ему дадут название «Центральный».
6. Июнь 1966 года. На строительной площадке возводят стены подвала главного корпуса цирка. На заднем плане — Ленинская дамба, набережная Казанки и Казанский Кремль. Кстати, по словам архитекторов, куполообразная форма цирка должна была идеально вписаться в архитектурный ансамбль Кремля, так как имитирует холм.
7. Здание цирка в форме летающей тарелки кажется фантастическим, а строили его обычные люди — чьи-то мамы, бабушки. Наверняка среди читателей «Кошки» найдутся потомки строителей казанского цирка. На этой фотографии видно, как идет бетонирование подвала.
8. Июнь 1967 года. Идет монтаж лепестков купола. Обратите внимание на колонны, которые опоясывают купол по всему периметру. Их планировали оставить, чтобы перестраховаться и дать конструкции опору. Проектировщики настаивали на своем решении — колонны не нужны. В результате, когда бетон затвердел и конструкция заняла проектное положение, колонны поднялись вверх и повисли в воздухе. Только после этого разрешили их убрать.
Август 1967 года. Идет опалубка купола.
Панорама строительства перед бетонированием стяжки.
Бетон пошел.
9. Перед открытием цирк проверили на прочность. В ночь с 4 на 5 ноября 1967 года к зданию пригнали грузовики с 2,5 тысячью солдат внутренних войск. Архитекторы и проектировщики встали под куполом, а солдаты по 500 человек заполнили зрительские места, а потом также группами покинули их.
10. Конструкция не подвела и 7 ноября 1967 года цирк открыли для посетителей.
Из тех, кто проектировал «летающую тарелку», Валентина Панова ушла последней. Но память о ней и ее коллегах осталась: когда будете в казанском цирке, обратите внимание на мемориальную табличку.
Исторический факт
Популярный артист Юрий Никулин написал создателям цирка: «Я работал во многих цирках нашей страны и за рубежом, но считаю, что внутреннее устройство Казанского цирка — зрительный зал, закулисная часть, репетиционный манеж, гримуборные и другие подсобные помещения — наиболее удачно спроектированы именно у вас. Прекрасная акустика, чудесный ровный не слепящий свет, отличная видимость того, что происходит на манеже».
11. Несмотря на свою уникальную конструкцию и высоту в 23 метра, здание цирка не имеет смотровой площадки. Но, как рассказали «Кошке» в «Татинвестгражданпроекте», проектировщики изначально планировали ее построить.
Обратите внимание на крышу вестибюля под «тарелкой» — именно здесь должна была быть смотровая площадка. Попасть сюда можно было бы из фойе, причем в любое время года. Установка мощных инфракрасных излучателей позволила бы находиться зимой на свежем воздухе раздетым и не мерзнуть. Увы, уже на ранних этапах строительства от идеи отказались.
7 ноября 2017 года казанский цирк отпразднует свое 50-летие. «Кошка» посвящает этот материал команде «Татинвестгражданпроекта» и строителям «летающей тарелки»
© Эдуард Зинатуллин, путеводитель «Кошк@Казань», http://kazanсat.ru, 2014
Горжусь тем, что мой отец строил этот цирк.
А я работала в одной организации с главным архитектором Геной Пичуевым.
А мой дед был на приёмке с теодолитом и замерял движения купола, когда солдаты заполняли цирк